Лаборатория вдохновения


Киноклуб «Анна Карамазоff»


Клубы тувинского общества "Идегел"


Музыкальный клуб "Этнокапелла"


Поэтический клуб "Первоснежник"


Клуб любителей творчества


Лига свободных авторов


Студия доброго слова


Готический театр Visorium




Клуб поклонников творчества Стивена Кинга



<b>"Лаборатория вдохновения". Спектакль театра поэзии </b>
"Лаборатория вдохновения". Спектакль театра поэзии

Действующие лица:

Поэт
Муза
Профессор
Его ученик
Авторы-исполнители

Сцена 1.

Поэт сидит за столом, сосредоточено читает учебник по стихосложению.

Поэт: Сейчас я научусь писать стихи. (листает). Мне столько всего хочется рассказать людям. Так… Стихотворный размер – число и порядок чередования ударных и безударных слогов. (закрывает книгу и повторяет) Ударных и безударных слогов.(открывает, снова читает) В русском стихосложении различают двусложные размеры и трехсложные.
Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие четные слоги. Например… (читает, акцентируя ударные слоги) Мо-роз и солнце; день чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный…
(встает, в раздумии прохаживается по комнате)
Тебя я встретил. Вечер этот
Случился в середине лета.>
(читает, расставляя акценты-ударения) Слу-чил-ся в се-ре-ди-не ле-та. Нет, нет, нельзя!... Ритм нарушен! А может так:
Тебя я встретил. Вечер этот
Расцвел мимозой в сердце лета…
Нет, почему же мимозой? Мимоза - цветок весенний, а здесь лето! Мимоза здесь не нужна совершенно.
Расцвел… Расцвел… Как роза!
Почему же всегда там, где любовь, обязательно появится роза! Помню, в пятом классе писал одной девочке в альбом: «любовь - это роза на куче…» Боже мой, я все время отвлекаюсь!
(садится, открывает учебник). Литературное произведение есть единство, спаянность формы и содержания, или, по выражению Михаила Бахтина, содержательная форма.
(вздыхает) Ох уж эта форма! И ритм, и рифма, и размер!
(трагически) А ведь есть еще и клаузула!
(садится за стол. пишет. Зачеркивает. Думает - происходит сложный процесс творчества. Несколько раз бьют часы. Поэт постепенно засыпает)

Сцена 2.

Появляются профессор, доктор психологических наук и его ученик. Медленно крадутся. Современные технические достижения позволили им проникнуть в душу поэта. Сбылась мечта профессора - наконец-то он сможет изучить сложную душевную организацию поэта с помощью строго научных методов).

Ученик: Темно…
Профессор: Тьма кромешная… Аккуратно, аккуратно…
Ученик: (спотыкается, чуть не падает, придерживается за профессора) Ай!
Профессор: Да здесь сам черт ногу сломит! Свет, свет давай!
Включают фонарики.
Пр: (освещает фонариком пространство сцены, все ее углы, озирается) Никогда не видел такую странную душу. Любопытно…
У: Не по себе… (с суеверным страхом) Говорят, что люди, осмелившиеся проникнуть в сокровенные глубины души поэта, после не могут всплыть на поверхность обыденности серых будней.
Пр: (раздраженно) Глупые романтические бредни! (со знанием дела, научно) Просто у поэтов слишком развито воображение. Поэтому их душа кажется такой загадочной и таинственной. Однако для науки загадка не является тайной, это скорее задача, которую необходимо решить. Запомни, дорогая моя студентка - не существует ничего необъяснимого и сверхъестественного. Все в мире объяснимо, познаваемо и естественно. Расскажи-ка мне, что ты помнишь о воображении из курса моих лекций?
У:(достает шпаргалку, читает эмоционально)Творческое воображение начинает действовать в результате большой внутренней сосредоточенности и постоянной направленности мысли на решение поставленной задачи. В процессе работы творческого воображения, как правило, возникает несколько вариантов решения задачи, и бывает трудно выбрать из них наилучший. Наличие нескольких решений, которые как бы вступают в борьбу между собой, рождают внутренний конфликт. Он делает творчество временами мучительным и заставляет человека напрягать все силы.
Пр: вот почему поэты такие бледные. (иронически) Юноша бледный со взором горящим… Но что это за ветер подул?
У: Такой свеженький ветерок! Хочется сделать глубокий-глубокий вдох… Вдох…
Пр: (скептически) и У.
(с интересом): Вдохновение!
Пр: Понаблюдаем.
(Выключают фонарики, уходят)

Сцена 3.

Поэт просыпается.

Поэт: Боже мой! Мне сейчас такое приснилось! Целое стихотворение! Такое ладное, такое… гениальное, совершенное! Записать, скорее записать! (лихорадочно берет ручку, хочет начать писать и не может. Бросает ручку) Не помню! Забыл! Как же это? Такое стихотворение - потеряно, забыто. Вспомнить.
(ходит по комнате, думает. понимает, что стихотворение не вспомнится. Садится за стол. берет лист, читает)
Тебя я встретил. Вечер этот…
…Упал стрелою в сердце лета…
(увлекается) Была ты сказочно одета!
(скептически) И я шел рядом без жилета.
Ну причем тут жилет!
Была ты сказочно одета... (недоволен строкой)
Была ты сказочно красива… (садится, на лице мечтательная улыбка. Задумывается. Потом резко встает)
Нет! Разве могут слова передать все то, что я чувствовал тогда? Могут они рассказать о том, что я чувствую теперь?
Но ведь написано же столько прекрасных стихов о жизни, о любви. Значит, все-таки есть слова для того, чтобы выразить невыразимое. Значит, нужно искать их, искать, искать.
(садится за стол. Пишет. Зачеркивает. Думает. Несколько раз бьют часы. Поэт постепенно засыпает)

Сцена 4.

Появляются Профессор и Ученик с включенными фонариками.

Пр: (с презрением): Какая эмоциональность! Такое ощущение, что этот Поэт страдает одним тяжелым психофизиологическим заболеванием.
У: Да он же влюблен! Это заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию… Авиценна считал, что для лечения от этого недуга нужно определить предмет любви. Это делается так: называют много имен, повторяемых неоднократно, а руку держат на пульсе. Если пульс очень изменяется и становится как бы прерывистым, то, повторяя и проверяя это несколько раз, ты узнаешь имя возлюбленной. Затем также называют улицы, дома, ремесла, виды работы и города, сочетая каждое с именем возлюбленной и следя за пульсом. Так можно собрать сведения о предмете любви. И нет лучшего способа лечения, чем сближение больного с его возлюбленной.
Пр: Однако нам, ученым, известно, что при такой невероятной эмоциональности нельзя ничего создать, ведь согласно закону Еркеса-Додсона слишком сильные чувства снижают результаты деятельности. Как же он собирается написать стихотворение, тем более гениальное!
(недовольно) Но опять ветер!
У: Это Вдохновение!
Пр: Понаблюдаем.
Выключают фонарики, уходят.

Сцена 5. Поэт спит. Муза медленно заходит в комнату, озирается кругом, к поэту, смотрит на него. В продолжении всей сцены Поэт не видит Музу, он только слышит ее. Действие происходит во сне.

Муза: (склоняясь к Поэту, шепотом) День угасал…
Поэт спит. Муза подходит к нему с другой стороны
Муза: (шепотом) День угасал стремительно…
Поэт: (открывая глаза) День угасал стремительно
Муза: И вечер спускался вниз
Поэт: Ложился мне на плечи
Муза: Сегодняшнего дня придуманный эскиз…
Поэт: (встает) Сегодняшнего дня придуманный эскиз…
Муза: (за спиной Поэта) Не совпадал ни с чем
Поэт: Не совпадал ни с чем…
Муза: (тихо) Минуты расходились…
Поэт: (не слышит) Что? что?
Муза: (еще тише, постепенно отдаляясь от Поэта) Минуты расходились…
Поэт: (напряженно вслушиваясь) Не могу, не могу разобрать…
Садится за стол, опускает голову.
Муза: (так же тихо) Минуты расходились, не встретившись… Не встретившись… (уходит медленно)

Сцена 6.

Поэт встает, идет на звук голоса Музы. Останавливается, глубоко задумывается. Приходит озарение. Поэт бежит к столу, записывает текст только что сотворенного им стихотворения.

Поэт: (вдохновенно читает)
День угасал стремительно, и вечер
Спускался вниз,
Ложился мне на плечи.
Сегодняшнего дня придуманный эскиз
Не совпадал ни с чем. Минуты расходились,
Не встретившись… (задумывается, потом радуется, что нашел нужное слово) …с часами,
Но в тот момент, когда часы остановились,
Мы встретились с тобой глазами… (небольшая пауза. Думает)
Весь день прошел не так. Опять моя ошибка,
И время ускользнуло прочь…
Но мне так хорошо запомнилась твоя улыбка,
Так хорошо, что будет сниться мне всю ночь.
Придумал! Придумал! И ведь так, будто знал всегда, и только сейчас вспомнил! (перечитывает). Правда, здесь еще много работы. Но теперь я точно знаю, что у меня все получится.
Уходит, счастливый.

Сцена 7.

Профессор и ученик появляются со включенными фонариками.

Пр: (явно расстроен) Нет, ничего, ничего не понимаю! Все здесь, казалось бы, как у людей. Эмоции, воспоминания, знания. Интеллектуальная деятельность. Трансформация образов умозрительных в словесные… Только откуда, черт возьми, это (с отвращением) вдохновение?!
У: Вдохновение - это такой свежий, чудесный ветерок, который подхватывает поэта и увлекает за собой, уносит его в поток слов и рифм, образов и смыслов.…
Пр:
(раздраженно перебивает)
Ненаучно! Это совершенно ненаучно! Даже, пожалуй, пахнет идеализмом!(Принюхивается) Да тут везде пахнет идеализмом! Скорее, скорее, уходим отсюда. Поэты… Вдохновение… Сумасшедший дом какой-то! Свихнуться можно… Никакой логики, никакой. Совершенно ненаучно.
(Уходит)
У: (оставшись один) А от вас, профессор, материализмом за километр несет. (мечтательно) А может и я стану когда-нибудь поэтом?

дата записи: 2011-06-14



Неформальная вечеринка клубов НОЮБ


Вторая неформальная вечеринка клубов


Что ждёт библиотеку в будущем? - вопрос сегодняшнего дня.

Besucherzahler Find the Russian Woman of your dreams
счетчик посещений
© Новосибирская областная юношеская библиотека 2006-2011